Премьера очередной модели с керамическим корпусом или безелем уже давно не выглядит чем-то из ряда вон. И все же в часовой индустрии сложно отыскать другой материал, бытовые представления о котором среди потенциальных покупателей настолько размыты и противоречивы. Попробуем разрушить стереотипы и разложить факты по полочкам.
Начнем с очевидных преимуществ: керамика действительно не боится мелких царапин. Настолько, что созданные из нее изделия и 30 лет спустя выглядят совершенно новыми, и лишь очевидно старомодный дизайн способен выдать ее истинный возраст. Она не ржавеет, не выгорает от воздействия солнечных лучей, абсолютно гипоаллергенна и даже ухитряется быстро достигать температуры тела, не доставляя лишнего дискомфорта, когда вы только-только надеваете часы на руку. А еще любой такой корпус или безель сверкает на свету почище золота.Как водится, в комплект к плюсам идут минусы. Сопротивляясь миллиону крошечных повреждений, керамика между тем остается уязвима для действительно сильных ударов. Если стальные или платиновые часы в таких случаях отделаются вмятиной, здесь вполне можно ожидать серьезного скола. И да, самая распространенная страшилка в их адрес не лишена оснований: если в качестве эксперимента вы все же решите швырнуть любимые часы на мраморный пол, вероятность стать владельцем десятков крошечных фрагментов вполне реальна. Но только давайте начистоту, когда вы в последний раз роняли свой любимый стальной хронограф?
Формально керамикой можно назвать практически любой материал, не относящийся ни к металлам, ни к органике, если он затвердел в результате воздействия высокой температуры с последующим охлаждением. И все же используемые в часовой индустрии составы имеют мало общего с глиняной посудой из археологического музея.Прекрасно понимая ее конструктивные недостатки, серьезные бренды, как правило, не стремятся использовать керамику в производстве мелких деталей, постоянно испытывающих нагрузку или трение. Ключевым условием прочности в данном случае становится размер, и чем толще объект – например, безель или звено браслета, – тем большая сила потребуется, чтобы вызвать его критичное разрушение. Кто-то пытается взять лучшее сразу из нескольких сфер, смешивая керамику со сталью или даже золотом. В результате на свет появляются удивительные конструкции, обладающие внешними свойствами и того и другого.Вклад одного производителя в становлении глобальной технологии стоит выделить особо. Швейцарцы из Rado сделали первые шаги в этом направлении еще в 1960-х благодаря модели DiaStar, а к концу 1980-х фактически превратили устойчивость к царапинам и монолитные дизайны корпусов и браслетов в краеугольный камень своей эстетики. Даже сейчас, при всей широте и разноплановости каталога компании, она ассоциируется с керамикой примерно как Rolex с водонепроницаемостью, а Breitling с романтикой неба.Другие бренды, впрочем, тоже не остались в стороне: за последние 40 лет в жанре отметились десятки производителей в диапазоне от Omega до IWC. Можете представить себе классический костюмный Da Vinci с хронографом и вечным календарем в черном исполнении? Ведь он какое-то время выпускался в таком варианте, а теперь считается невероятной винтажной редкостью.Большая заслуга в окончательной популяризации материала на рубеже тысячелетий принадлежит коллекции Chanel J12, доказавшей, что керамика может успешно применяться и на рынке дамских моделей.
Когда в середине нулевых в игру вступили даже известные своей консервативной позицией ребята из Rolex, место керамики в арсенале современной индустрии оспаривать стало и вовсе глупо. Оказалось, что, совмещая разные формулы и играя с температурной обработкой, можно получать невиданные по своей сочности оттенки. Именно этим, например, объясняется притягательность всех последних безелей Daytona и GMT Master II, включая знаменитые сине-черные «Бэтмены» и красно-синие Pepsi. Особенно мощно в плане цвета сейчас выступает Hublot с ее Big Bang Unico Red Magic или Big Bang Meca-10.Вообще, наиболее резонансные новинки сегмента приходят откуда-то с передовой новых технологий. Взять хотя бы ослепительно белые Richard Mille RM 11-03 LMC, выпущенные специально в честь очередной гонки Le Mans Classic, или подчеркнуто богатырские Rebellion Predator Chrono Sectorial Second Steel Ceramic.Черные тона не только хорошо подчеркивают фактуру по-прежнему довольно экзотического материала, но и позволяют придать совершенно неожиданный вид даже самым традиционным дизайнам. Если уж обращаешься к керамике, чтобы всех удивить, почему бы не пойти до конца, правда? Даже классическая восьмерка Jaquet Droz в варианте Grande Seconde Power Reserve Black Ceramic Clous De Paris кажется прилетевшей к нам чуть ли не с луны. Что уж и говорить об изначально спортивном лоске Audemars Piguet Royal Oak Perpetual Calendar в черной керамике или его прямом конкуренте Girard Perregaux Laureato?
Да, керамику гораздо сложнее обрабатывать, а тем более декорировать, она дороже привычной стали, и любое серьезное косметическое повреждение не удастся подправить малой кровью во время рутинного визита в сервис на профилактику. Но разве люди покупают люксовые часы не для того, чтобы ощутить на запястье тиканье настоящего чуда техники и причастность к последним достижениям человеческой мысли? Восхищение по своей природе не терпит полутонов. Хотя нет, как раз по части полутонов эти сверкающие браслеты и безели, кажется, готовы оставить позади все что угодно.