Ferrari - бесконечная история величия

01.09.2017
Феррари – своего рода феномен... Гоночная команда, созданная в середине двадцатого века, стала не только неотъемлемой частью королевы автоспорта Формулы 1, но и одним из самых успешных автомобильных брендов мира. Давайте же разберемся, как удалось добиться такого успеха.

Автор: Владимир Дмитриев


У любой легенды есть основатель, в нашем случае это Энцо Феррари, родившийся в 1898 году в Итальянском городе Модена. Увлеченный автомобилями с юных лет, он лично участвовал в гонках, пока в 1932 году на свет не появился его сын Дино. Как оказалось, наибольшей эффективности Энцо удалось добиться именно на командном мостике. Созданная в 1929 Scuderia Ferrari, первоначальной задачей которой была поддержка частных пилотов, со временем превратилась в заводскую команду Alfa Romeo. Она объединяла в себе до 50 гонщиков одновременно и выступала в различных классах.

В 1933 «Альфа», испытывая финансовые трудности, прекращает финансирование проекта. Конюшня продолжает существовать только благодаря Pirelli, а у руля встает сам «Комментаторе». Основными конкурентами в то время были представители Германии – Auto Union и Mercedes. В 1939 году возобновившееся двумя годами ранее сотрудничество с Alfa Romeo прекращается из-за внутреннего конфликта. Одним из условий расставания был договор о неконкуренции, по которому основатель легенды не мог производить автомобили и участвовать в гонках на протяжении четырех лет. Сменилась и штаб-квартира. Во время Второй мировой из-за авиаударов было принято решение переехать в тихий городок Маранелло. Однако это не уберегло: в 1944 году в ходе очередной бомбежки завод был практически уничтожен. Но уже в 1946 началась подготовка к возвращению в автоспорт.

Королева автоспорта в то время была на стадии утверждения технического регламента. Ключевыми согласованными ограничениями стали параметры моторов – полтора литра для турбированных и четыре с половиной для безнаддувных агрегатов. Для разработки «сердца» был привлечен инженер Джокино Коломбо, который сотрудничал с Альфой. Энцо хотел пойти по пути большего объема и V12, а Коломбо выступал за концепцию с нагнетателем. На уступки никто не пошел, и в качестве компромисса родился уникальный в своем роде полуторалитровый двенадцатицилиндровый турбо мотор. Его модификация была установлена в 1950 году в дебютной гонке Гран-при Формулы 1 на трассе Монако.

Первый титул был завоеван в 1952 году – Альберто Аскари выиграл шесть зачетных этапов. Следующий год тоже стал для красной команды чемпионским и принес Альберто пять побед. Это стало первым примером резкой смены лидера и дальнейшего доминирования одной команды при изменениях в техническом регламенте.

Доминирование «Скудерии» закончилось в 1954 году. Команду покинул действующий чемпион, однако Lancia, в которую он перешел, не смогла подготовить быструю машину. Жизнь итальянской легенды оборвалась в 1955 на трассе в Монце. При подготовке Ferrari для участия в гонке Суперкортемаджоре пилот потерял управление и вылетел с трассы. Смерть наступила мгновенно. В его честь назван один из поворотов на Autudromo Nazionale Monza.

Третий кубок личного зачета и первый в рамках привычного нам «Кубка Конструкторов» были завоеваны в 1956 году великим Фанхио, для него титул был уже четвертым. Это стало возможным после ухода Mercedes и Lancia. Интересным же фактом является то, что при немалых усилиях FIAT Энцо и его детище смогли заполучить ушедшую Итальянскую команду целиком.

Чемпионат мира не зря называют большим цирком, болельщики знают, что помимо борьбы на трассе в сезоне присутствует еще несколько сюжетных линий. И команда из Маранелло всегда стремится быть в центре внимания. В 1961 году титул завоевал Фил Хилл, ставший первым американским чемпионом. Соперники утратили математические шансы побороться с ним еще на предпоследнем Гран-при в Монце, омраченном гибелью напарника Берег фон Типиса. При входе в Параболику тот столкнулся с Джимом Кларком. В итоге на последний этап в США команда не поехала, что положило начало внутрикомандному конфликту, переросшему через год в грандиозный скандал с уходом ведущих инженеров.

Был и конфликт с Ford: Энцо хотел продать компанию американцам, но при странных обстоятельствах расторг соглашение в последний момент, поругавшись с делегацией.

Иногда Ferrari напоминала бурлящий котел, а интриги, которые там готовились и проворачивались, выходили за грань понимания болельщиков. Во времена выступлений Джона Сертиза, завоевавшего команде титул в 1964, против чемпиона плелись нешуточные козни. Один из менеджеров по фамилии Драгони портил жизнь как только мог. Дело доходило даже до крайней подлости, Коммендаторе получал некорректную, а иногда и ложную информацию. В итоге Джон ушел из команды посреди гоночного уик-энда где взял поул, когда Драгони сообщил ему, что на гонку есть более достойный кандидат. Как позже признался Джон, его уход стоил титула. 

Начиная с сезона 1968 года команды стали больше внимания уделять аэродинамике и начали применять задние антикрылья. «Скудерия» из Маранелло внедрила гидравлический привод в спойлер, и гонщик на трассе мог менять угол атаки. Подобная система используется в современной F1 и называется DRS (Drag Reduction System).


Многие считают, что команда вернулась к былому величию и успеху только с приходом Шумахера в 1996 году, однако это не совсем корректно. Испытывавшая финансовые трудности с начала 60-х компания практически оправилась уже к 1973 году. FIAT выкупил 90% акций и направил на помощь Энцо Луку Ди Монтеземоло, молодого и очень перспективного менеджера. Контракт с гонщиком Ники Лаудой и реорганизация инженерного штаба принесли свои плоды, и в 1975 Ники уверенно взял титул. Оказалось, именно его скрупулезности и системности команде и не хватало. Личным примером он доказывал, что нет ничего невозможного. Ники не остановила даже страшная авария, произошедшая в 1976 на трассе в Нюрбургринге. Он горел живьем, но все же вышел на старт в Монце буквально через полтора месяца. После финиша бинты на его руках и голове были пропитаны кровью. Лауда покинул команду, не дожидаясь конца сезона 1977 года, гарантировав себе титул.

Следующей победы в чемпионате тифози пришлось ждать два с лишним десятилетия. Лишь с приходом Михаэля Ferrari постепенно стала входить в свою самую результативную эру. Шумахер со своей феноменальной жаждой к победе и работоспособностью привел с собой великого тактика Росса Брауна. Первый из пяти подряд кубков был завоеван только в 2000 году, зато остановить Красного барона удалось только Фернандо Алонсо в 2006. Когда ушел Шуми, Росс последовал за ним. 

Кими Райкконен продолжил триумфальную серию Ferrari и в 2007 смог вырвать титул в последнем повороте у новичка больших призов и двукратного испанского чемпиона Льюиса Хэмилтона. Был еще кубок конструкторов в 2008, но на сегодняшний момент достичь победы команде с гарцующим жеребцом на гербе не удается уже десять лет.

Большие надежды руководство и болельщики команды возлагали на Фернандо Алонсо. Однако преследующие пилота неудачи заставили владельцев досрочно разорвать с ним контракт. Алонсо же, в свою очередь, принял импульсивное решение и перешел в McLaren Honda.

Нынешний сезон стартовал для команды крайне удачно, а Себастьян Феттель, один из двух 4-х кратных чемпионов за всю историю, как отмечают эксперты, полностью адаптировался и привнес системный подход и упорство в команду. Пару ему составляет Кими Райкконен, и многие специалисты называют выступающий за Ferrari дуэт одним из самых гармоничных как в современном пелотоне, так и за всю историю чемпионата.