«Пилоты» – один из самых популярных поджанров часовой индустрии. По большому счету, они не выходит из моды вот уже около ста лет. Причины столь долгоиграющего успеха кроются как в их повседневной неприхотливости, так и в гармоничном дизайне отдельных элементов. А главное – в романтике неба, которая нет-нет, да и проснется в каждом жителе планеты Земля.

Table of contents

Часы-авиаторы: внешность и главное

Как отдельный сегмент, или даже жанр, часы-авиаторы сформировались еще в первой половине ХХ века. Разумеется, это вовсе не значит, что их история не знала смелых экспериментов с формой или технологией, однако историческая преемственность остается здесь одной из важнейших черт. В отличие, скажем, от дайверов, никаких технических стандартов ISO у авиаторов нет, а значит единственное, что формирует их жанровое единство, – набор внешних признаков и традиция.
Часы Луи Блерио, сопровождавшие его во время перелета через Ла-Манш
Часы Луи Блерио, сопровождавшие его во время перелета через Ла-Манш
Весь этот набор характерных особенностей сложился в попытках создать наиболее удобный инструмент для очень конкретных целей: навигации, расчета уровня топлива, синхронизации бомбардировок и прочих боевых задач. Нужны были крупные, легко читаемые циферблаты, широкие стрелки, контрастные арабские цифры – все, чтобы пилоту хватало даже мимолетного взгляда на запястье для контроля за временем. Сюда же стоит добавить увеличенные ремешки – летчики надевали часы прямо поверх курток – и непропорционально крупные заводные головки – так с ними можно справиться, не снимая перчаток.

Часы для подвига

Santos de Cartier
Santos de Cartier
Первая наручная модель, специально созданная для использования в воздухе, успешно выпускается по сей день. В 1904 году глава дома Cartier Луи Картье преподнес знаменитому изобретателю и пионеру авиации Альберто Сантосу-Дюмону изделие, названное впоследствии в его честь. Летчик сетовал на неудобство карманных часов во время полета и с тех пор пользовался только наручными, все еще считавшимися в основном женским аксессуаром. Слава Сантоса-Дюмона, а он в те времена был настоящей суперзвездой, не только нанесла существенный удар по гендерным стереотипам в часах, но и послужила отличной рекламой дому Cartier. Позднее похожие маркетинговые триумфы ждали Zenith после перелета Луи Блерио через Ла-Манш в 1909-м и Longines после перелета Чарльза Линдберга через Атлантику в 1927-м. И хотя идея снабдить очередного потенциального рекордсмена своими часами до сих пор часто приносит плоды, авиация со временем превратилась из площадки для маркетинга в отдельный и довольно обширный рынок.

Первым делом – самолеты

Проглядывая каталоги различных марок, порой можно встретить похожие как две капли воды модели разных производителей под не самыми изобретательными названиями вроде Mark V или Type ХХ. Подобные шаблонные имена им присваивали в вооруженных силах, когда армейское начальство той или иной страны заказывало изделия с определенными характеристиками и внешним видом. Контракты, как правило, были крупными и нередко требовавшими участия сразу нескольких подрядчиков. Именно поэтому время от времени на аукционах и в частных коллекциях то и дело попадаются почти идентичные экземпляры от столь разных по почерку производителей как IWC, Zenith, Omega и A. Lange & Söhne, Laco, Stowa или Doxa. Забавно, но скупость дизайнерского решения, продиктованная когда-то самыми утилитарными соображениями, в наше время пользуется особым спросом и уважением. Все же возможность ощутить связь с историей покорения неба, пусть и не в самых романтичных ее моментах, не перестает завораживать.
Реклама Rolex GMT Master, 1956 год
Реклама Rolex GMT Master, 1956 год
С приходом послевоенных 1950-х и стремительным развитием гражданской авиации, в размеренную эволюцию часов ворвались новые формы. Пилоты и их пассажиры стали часто перемещаться между разными временными зонами и модели вроде Rolex GMT-Master почти сразу же вызвались обеспечить их точным временем сразу в двух и более часовых поясах. В массовом сознании сидящий за штурвалом человек постепенно начал превращаться из солдата в представителя респектабельной и завидной профессии. Заполучить кусочек подобного обаяния, пускай лишь в виде стильного и полезного аксессуара, захотелось многим. Во всяком случае, владельцев появившихся примерно в это время Breitling Navitimer оказалось значительно больше, чем счастливых обладателей летной лицензии. Как и в случае с Rolex, в экстерьере новинки Breitling с ее фирменной логарифмической линейкой на внешнем кольце не было ни следа от былой военной сдержанности авиаторов.

Спортивный характер

Как и следовало ожидать от одного из трех магистральных направлений спортивного часового сегмента, большинство «пилотов» отлично подойдет на роль каждодневного наручного спутника. Относительно нейтральные тона, готовый к большинству встречающихся в нормальной жизни казусов корпус, неизменно мужественный характер… А еще авиаторы открывают бесконечный простор для коллекционирования. Это могут быть как изделия только определенных эпох, так и этапные технические прорывы, вроде антимагнитных корпусов, внедренных компанией IWC в 1936 году, и даже любопытные раритеты, наподобие карманных часов с перевернутыми циферблатами, крепившихся на цепочке. Кстати, современные переосмысления вечной темы порой заслуживают отдельного внимания. Так модели Bell & Ross с квадратными корпусами и круглыми циферблатами, дебютировавшие в XXI веке, уже успели стать классикой. Подобрать себе вдохновленные покорением неба часы можно даже если в вашем гардеробе доминируют костюмы. Стоит лишь присмотреться к предложениям от Patek Philippe, Breguet или коллекции IWC Le Petit Prince в корпусах из драгоценных металлов и с целой россыпью престижнейших усложнений.
Bell & Ross BR 03 MA-1
Bell & Ross BR 03 MA-1